Виды ЭЦП: какую выбрать для вашего бизнеса, отличия
С переходом бизнеса в онлайн, потребовалась необходимость внедрить электронный документооборот и придать ему такую же юридическую силу, какую имеют аналогичные бумажные договора, чеки, контракты и т.п.
Традиционным способом подтверждения подлинности и достоверности документа была письменная подпись.
Аналог подписи в digital-мире
Ее аналогом в digital-мире стала электронная подпись.
Для чего используют ЭЦП
Такую подпись применяют для идентификации автора документа и гарантии его достоверности. Технология значительно ускоряет документооборот, делопроизводство и ведение бизнеса в целом. Пройти профессиональное обучение информационная безопасность можно, перейдя на ресурс.
Сегодня ЭЦП используют для:
- регистрации сделок;
- подписи контрактов с сотрудниками на удаленке;
- ускорения документооборота внутри компании;
- подачи отчетности в гос. органы;
- взаимодействия с банками;
- подписания договоров с партнерами, подрядчиками и клиентами;
- проведения операций на электронных торговых площадках.
Даже если ваша компания не нуждается в оцифрованном документообороте для сделок с партнерами из других стран и городок, если вы продаете что-то в интернете.
Виды ЭЦПВ зависимости от степени защиты и юридической силы
Выделяют 3 вида подписей:
- Простая.
- Усиленная неквалифицированная.
- Усиленная квалификационная.
Рассмотрим, чем они отличаются.
Простая
Это привычные нам логин-пароль, код из СМС, проверка с помощью ввода последних цифр номера, с которого был совершен проверочный звонок. Такую подпись используют для только для идентификации личности. Она имеет наименьшую степень защиты и дает самые маленькие полномочия. Для ведения бизнеса зачастую не подходит.
Усиленная неквалифицированная
НЭП имеет среднюю степень защиты, созданную с помощью криптошифрования. Пользователь получает закрытый и открытый ключи электронной подписи. Закрытый хранится на его компьютере и генерирует подписи. Код к нему знает только владелец.
Открытый предоставляют партнерам, и они с его помощью проверяют подлинность подписи. Также собственнику ключа выдают сертификат, но при подписании документов его использовать не обязательно.
Используют НЭП для внутреннего и внешнего ЭДО, при обоюдном признании сторон, что такая подпись имеет такую же юридическую силу, как и поставленная на бумаге.
Усиленная квалификационная
КЭП регламентируется государством и является наиболее защищенным видом подписи. Она также создается с помощью криптошифрования и имеет закрытый и открытый ключ. Главным отличием от НЭП является то, что КЭП обязательно имеет бумажный и электронный сертификат, а программное обеспечение для работы с подписью сертифицирует ФСБ.
Именно такой тип подписи требуется для работы с госструктурами: подачи бухгалтерских отчетов и деклараций, проведения госзакупок. В этот перечень попадает и взаимодействие с онлайн-кассами: постановление на учет, редактирование данных, заключение или разрыв договора с ОФД, замена фискального накопителя.